На этой фотографии мой отец со своей сестрой Евдокией, тётей Дусей. Фотография 1946 года, снято в Казани, куда отец приехал в свой первый отпуск после того как был призван в 1941 году.
![Отец и тетя Дуся](http://free.exodus.su/dad/dae.jpg)
В 1946-м я еще не родился, я появился на свет в пятидесятые. Хотя наверное мог бы и не родится.
О войне отец рассказывал мало, говорил, что 22 июня 1941 года утром часов в 10 поехал в ЦПКиО имени Горького. Хотя официально о начале войны еще не объявили, но народ уже шептался между собой: “Война”. В июле Москву начали бомбить. Отец жил в районе Красных ворот, недалеко от станции метро. Бывало, что приходилось ночевать в метро. Линии были обесточены, можно было спускаться на рельсы. Однажды ночью отец прошел пешком от Красных ворот до Сокольников.
Младший брат отца, дядя Лука, в это время проходил срочную службу в Белоруссии, но как ни странно не был убит или пленен в самые первые дни войны, и дед с бабушкой продолжали получать от него письма. Дед был участником Первой мировой, знал что такое окопы или идти в атаку. Видимо как и любые родители мои дед и бабушка переживали за своих сыновей.
В октябре, когда немцы были уже на подступах к Москве, отец получил призывную повестку, военком быстро посмотрел бумаги отца и сказал: “Ты как раз то, что мне надо, а то всю плешь проели. Поедешь на ТОФ.”
“А что такое ТОФ,” – спросил отец. “Тихоокеанский флот,” – ответил военком. “А как же фронт?” “Без тебя повоюют, – сказал военком – разнарядка у меня по твоей специальности, никак закрыть не могу.”
Военком выдал отцу предписание, согласно которому отец должен был в течение суток предъявить его военному коменданту на вокзале, получить поездные документы и отбыть во Владивосток.