Возможность ограниченная временем

Это наша жизнь

Водка, прима, дымок и контрабанда

августа 16, 2014

Во времена Московской Олимпиады я работал в организации под названием “Авиазагранпостака”, эта конторка существует и сейчас только называется по другому – “Авиазапчасть”. Не знаю как сейчас, а тогда примерно треть сотрудников были приблатненными, т. е. получили эту работу по чьей-то протекции. Я в число этой трети не попадал, поэтому приходилось работать больше, а получать меньше.
Согласно названию компания занималась экспортом авиационной продукции за границу и являлась подразделением министерства авиационной промышленности СССР.
Поступая на работу в “Авиазагранпоставку” многие мечтали поехать в загранкомандировку, что в условиях железного занавеса считалось довольно престижным и выгодным. Вообще-то “по семейным обстоятельствам” я уже имел доступ к заграничной кормушке: был упакован в фирменные джинсы, дубленки и прочее барахло, но все это было не моим личным достижением, а так хотелось добиться чего-то самому.
Так как я сам пришел с улицы, то попал в самый сумасшедший по загруженности отдел – “Отдел генеральных поставок”. Главным направлением отдела была организация производства самолетов МиГ-21 по советской лицензии в Индии. Основное сборочное производство находилось в городе Насик, двигатели собирались в Корапуте, а электроника в Хайдерабаде. Работали совместно с ГТУ ГКЭС, такая полувоенная структура в Госкомитете по внешним экономическим связям СССР.

Передача лицензии включала в себя этап обучения индийских специалистов, как делать самолет. Этот этап был растянут на несколько лет, в течение которых советская сторона поставляла в Индию компоненты истребителя для их последующей сборки под руководством советских специалистов. Первые 5 самолетов пришли практически готовыми: надо было только установить двигатели и шасси, и приступить к летным испытаниям. В дальнейшем самолеты приходили все более разобранными, в последней фазе поставлялись материалы, из которых на месте производись детали и компоненты самолета.
Отгрузку всего необходимого надо было тщательно курировать, чтобы не остановилось производство в Индии. Особенно это было хлопотно на последних фазах передачи лицензии, когда приходилось контактировать со все большим количеством поставщиков.
Для обучения индийцев там постоянно находилось довольно большая группа советских инженеров и квалифицированных рабочих, кое-кто из администрации и работник особого отдела, следивший за моральным обликом.
Вообще-то облик был на высоте – никто не хотел терять такой возможности заработать. За откомандированным сохранялась его зарплата в Союзе, плюс платилось местное довольствие в индийских рупиях.
Колония советских специалистов было довольно многочисленной, был свой медицинский кабинет, функционировал профсоюз, а партячейка регулярно собирала собрания.
Люди экономили на всем, чтобы потом привезти на Родину дефицитные товары или обменять рупии на сертификаты с желтой полосой, на которые потом можно было купить Москвич, Жигули или даже Волгу.


С этой самой экономией произошел один забавный случай. Часть поставок шла воздушным путем, в основном это были запоздавшие грузы или компоненты, которые не рекомендовалось отправлять морем. Для этого арендовался грузовой самолет, с заводов-поставщиков приходили изделия в запломбированных ящиках. Таможня знала что это за грузы и ограничивалась лишь проверкой сопроводительной документации, не вскрывая ящики даже выборочно.
И вот однажды такой прошедший таможню груз находился под открытым небом на территории грузового склада и ждал погрузки на самолет, который пока не прибыл. Были выходные, склад был закрыт для приема и выдачи грузов. Таможенный кинолог выпустил собак на прогулку. Это были собаки-нюхачи, занимающиеся поиском запрещенных к перевозке грузов, прежде всего наркотиков.
Вдруг все собаки подозрительно столпились около одного из ящиков, давая понять, что с этим ящиком не все в порядке. Кинолог позвонил дежурному начальству, но в начале был послан куда подальше. Ему сказали, что собаки, наверное, ошиблись - это какие-то авиационные железяки, смазанные чем-то, запах смазки, видимо, и привлек внимание собак.
Кинолог оказался принципиальным, и сказал, что напишет докладную записку о случившемся, т к уверен в своих собаках. После этого ящик решили вскрыть, и оказалось, что вместе с "авиационными железяками" в нем находятся дешевые советские сигареты, водка, перелитая в медицинские грелки и рыбные консервы (шпроты и килька в томате) на закуску. Все это явно не соответствовало сопроводительной документации.
Стали разбираться, оказалось, что группа откомандированных договорилась со своими товарищами на Родине в организации подобных оказий. Сколько раз водка отправлялась в Индию установить не удалась. Все говорили, черт попутал только единожды, и больше подобное не повторится. Пару специалистов отправили на Родину, парторг цеха, где паковался ящик получил выговор без занесения, кое-кто из работяг лишился премии, на этом дело закрыли.
После того как передача лицензии на МиГ-21 была завершена, началась передача лицензии на МиГ-27. Этого я уже не застал, т. к. уволился, хотя в подготовительном этапе немного поучаствовал - писал какие-то отчеты о возможностях производства в Индии и по организации поставок. Эти отчеты, как мои, так и моих коллег из Авиазагранпоставки и из ГТУ ГКЭС были использованы при подготовке соответствующего постановления Совета министров о передаче республике Индия лицензии на производство истребителей МиГ-27.
В этой организации я проработал 3 года, и несмотря не бесперспективность в личной карьере многому там научился.

Ваш адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*